Дошкольное образование

«Дети, как растения, которые не

растут удачно, если за ними нет

хорошего ухода».

 

Шарль Монтескье

 

Виды учреждений

дошкольного образования района

  • Ясли-сад- 7
  • Детский сад- 9
  • Детский сад — базовая  школа - 5
  • Детский сад — средняя  школа - 2

Мониторинг рождаемости в районе по состоянию на 01.09.2016

Возраст

0-1

1-2

2-3

3-4

4-5

5-6

Все-

го

2-6

3-6

Город

193

213

199

192

192

195

1184

778

579

Село

182

166

150

155

165

146

964

616

466

ВСЕГО

375

379

349

347

357

341

2148

1394

1045

 

 

Дошкольным образованием  охвачено 1193 воспитанников

Из них в городе – 666, в сельской местности – 527

 

Охват детей дошкольным образованием с 3 до 6 лет  составляет:

2016 год - 95% (96 % - город, 93,8 % - в сельской местности)

2015 год -  94,8% (90% - в городе,  99,6%  - в сельской местности)

2014 год -  98% (97% - в городе,  98%  - в сельской местности)

Организован подвоз   детей с трехлетнего возраста  из населенных пунктов, где отсутствуют дошкольные учреждения (94%).

 

 

Порядок зачисления детей в учреждение дошкольного образования

Зачисление ребенка в учреждение дошкольного образования осуществляется руководителем учреждения при предоставлении законными представителями следующих документов:

· направления в государственное учреждение образования, выданного отделом образования, спорта и туризма Лельчицкого райисполкома;

· заявления законного представителя ребенка;

· медицинской справки о состоянии здоровья ребенка.

Для зачисления в санаторную группу дополнительно необходимо иметь заключение врачебно-консультационной комиссии (выдается поликлиникой).

Для зачисления в специальную (интегрированную) группу дополнительно необходимо иметь заключение центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации (выдается ГУО «Лельчицкий районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации»).

Срок действия направления в государственное учреждение образования

15 дней.

Дополнительную информацию можно получить, обратившись в отдел образования, спорта и туризма Лельчицкого райисполкома по адресу: ул. Советская, д. 42, кабинет 313 или по телефону 5 01 74.

Комплектование групп учреждения дошкольного образования и перевод воспитанников из одной группы в другую осуществляется ежегодно на начало учебного года (1 сентября). Ежегодно к 1 сентября в детских садах формируются группы для детей двух и трех лет. Возможно зачисление детей и в течение календарного года, но при условии наличия свободных мест, что регламентировано Положением об учреждении дошкольного образования, утвержденным постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 25.07.2011 №150.

Ежегодно в апреле месяце отделом образования, спорта и туризма совместно с руководителями учреждений дошкольного образования осуществляется анализ наполняемости групп и составляется план приема детей к 1 сентября. Затем отделом образования составляются списки детей, подлежащих зачислению в учреждения дошкольного образования к 1 сентября текущего года, в соответствии с датой постановки на учет, возрастом детей, плановыми цифрами приема отдельно по каждому учреждению дошкольного образования.

В случае если ребенок не попадает в желаемое или ближайшее к месту жительства учреждение образования, родителям предлагаются детские сады, где имеются свободные места.

За учреждениями дошкольного образования не проводится закрепление улиц и домов микрорайонов.

Для получения направления законным представителям ребенка необходимо иметь при себе паспорт и свидетельство о рождении ребенка (оригиналы).

Для получения направления в санаторную группу дополнительно необходимо иметь заключение врачебно-консультационной комиссии (выдается поликлиникой).

Для получения направления в специальную (интегрированную) группу дополнительно необходимо иметь заключение центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.

Обращаем внимание: наполняемость групп в учреждениях дошкольного образования регламентирована Кодексом Республики Беларусь об образовании, санитарными нормами и правилами «Требования для учреждений дошкольного образования», утвержденными постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 25.01.2013 № 8, и составляет:

- 1 младшие группы (с 2 до 3 лет)– 15 детей;

- 2 младшие группы (с 3 до 4 лет) – 20 детей;

- средние группы (с 4 до 5 лет) – 20 детей;

- старшие группы (с 5 до 7 лет) – 20 детей.

 

Образовательный уровень педагогов района

на 2016/2017 учебный год

 

  • с высшим образованием       - 83 (52,2%)
  • со средним специальным     - 76 (47,8%)

Обучаются заочно в ВУЗах – 15 (9,4%)

 


Опытом работы могут поделиться:

театрально-художественная деятельность

«Лельчицкий ясли-сад №1»

 

физкультурно-оздоровительная работа

«Лельчицкий ясли-сад №2»

«Лельчицкий ясли-сад №4»

«Лельчицкий ясли-сад №5»

«Глушковичский ясли-сад»




экологическое воспитание

«Лельчицкий ясли-сад №3»

«Приболовичский детский сад»

«Симоничский детский сад»

«Буйновичский детский сад»

«Букчанский детский сад - средняя школа»

«Боровской детский сад»

 

укрепление здоровья детей

 

 

Проведение районных акций

Ежегодно в учреждениях дошкольного образования района проходят акции:

«Танцуют все!»                                                   апрель

«По секрету всему свету!»                                 май

«Умняша»                                                            июнь

«Мы разам!»                                                        август

«Семья особой заботы»                                      сентябрь-октябрь

Фестиваль творчества детей                             май-июнь

дошкольного возраста

«Как прекрасен этот мир!»



Главная цель проводимых акций – показать творческие достижения воспитанников дошкольных учреждений и их педагогов.

«Танцуют все!» (развитие танцевальных способностей детей),

«Умняша»         (обучение детей игре в шашки, шахматы),

«По секрету всему свету» (реклама достижений выпускников детских садов родителям, учителям начальной школы, руководителям кружков районных Домов творчества),

«Мы разам!» (воспитание у детей  уважения  к труженикам села, традициям  белорусского народа),

«Семья особой заботы» (выявление, поддержка детей дошкольного возраста из малообеспеченных семей, а также находящихся в социально опасном положении).


 

Организация работы с воспитанниками

с  особенностями психофизического развития

В условиях развития интегрированного обучения и воспитания в районе оптимизируется сеть специальных, интегрированных  дошкольных групп, пунктов коррекционно-педагогической помощи.

Совместная работа в районе центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации и дошкольных учреждений, дает возможность раннего выявления детей с особенностями психо-физического развития и организации коррекционной работы с ними, направленной на реализацию их личностного потенциала.

По рекомендации медико-психолого-педагогической комиссии и на основании решения  райисполкома   функционируют в учреждениях образования района:

9 пунктов коррекционно-педагогической помощи,

1 интегрированные группы,

1 специальная группа.

Для получения воспитанниками в возрасте с 3 до 7 лет  дошкольного образования и оздоровления функционирует 1 санаторная группа.

 

Организация

образовательных услуг сверх базового компонента

Для удовлетворения  запросов семьи и с учетом индивидуальных особенностей детей организована работа дополнительных образовательных услуг сверх базового компонента.

На базе   учреждений дошкольного образования района специалисты оказывают 30 образовательных услуг на платной основе, которые посещают 262 воспитанника.


Название образовательных услуг

Количество групп образовательных услуг

Количество воспитанников

Детское ручное ткачество

4

27

Хореография

22

204

Иностранный язык

4

31

 

 

 

 

Детский сад для каждого

В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 19 апреля 2012г. №197 «О внесении дополнений и изменений в Указ Президента Республики Беларусь от 26 апреля 2010г. №200» отделом образования, спорта и туризма Лельчицкого районного исполнительного комитета (кабинет 311)  осуществляется административная процедура  по выдаче направления в государственные учреждения образования для освоения содержания образовательной программы  дошкольного образования по предъявлению паспорта или иного документа, удостоверяющего личность законного представителя ребенка, свидетельства о рождении ребенка.

Дошкольное образование занимает значительное место в общей системе образования. За последние годы значительно повысился его статус. Обеспечено не только стабильное функционирование системы дошкольного образования, но и ее устойчивое развитие.

В Лельчицком районе 1193 воспитанников посещает дошкольные учреждения, из них 527-в сельской местности, 666 - в г.п. Лельчицы. За последние годы значительно увеличилось количество детей в учреждениях дошкольного образования городского поселка.

Сегодня дошкольное учреждение – это учреждение, предоставляющее современный комплекс не только образовательных, но и оздоровительных услуг. Меняется отношение нового поколения родителей к образованию детей дошкольного возраста.

Охват детей дошкольным образованием в районе с 3 до 6 лет составляет 95%. А это главный показатель доверия к системе дошкольного образования со стороны родителей.

Определение детей в учреждения дошкольного образования осуществляется на основании запросов родителей по месту их проживания, при наличии свободных мест в   учреждении,  в соответствии с очередностью.

В связи с демографической ситуацией в районе количество желающих родителей определить своего ребенка в дошкольное учреждение превышает  количество свободных мест,  представляемых учреждениями дошкольного образования.

Однако в настоящее время существующая  сеть дошкольных учреждений г.п. Лельчицы не в состоянии обеспечить местами   детей, проживающих в городском поселке.

В системе дошкольного образования  наблюдается тенденция активных инновационных преобразований, которые за последние годы приобрели системный характер. Создаются новые типы, виды и профили дошкольных учреждений, позволяющие обеспечить вариативность образовательного процесса и удовлетворить запросы родителей на предоставление мест в учреждениях дошкольного образования.

Возникла такая потребность  в нововведениях и в нашем районе.

Назрела необходимость поиска новых форм дошкольного образования, которые позволят решить  проблему  создания детям  г. п. Лельчицы  дополнительных мест для получения качественного дошкольного образования, определения детей в дошкольные учреждения по месту проживания родителей.

В нашем районе уже стало традицией функционирование групп кратковременного пребывания: адаптационных групп, игровых и сезонных  площадок, групп выходного дня. Однако отсутствуют такие формы работы как  открытие детского сада на дому, семейного, частного детского сада.

В соответствии с Кодексом об образовании образовательный процесс при реализации образовательной программы дошкольного образования может организовываться:

в учреждениях дошкольного образования;

в иных организациях, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность, реализующих образовательную программу дошкольного образования;

у индивидуальных       предпринимателей, которым в соответствии с законодательством предоставлено право осуществлять образовательную деятельность.

Государство поддерживает развитие дошкольных учреждений разных форм собственности.

Лица, заинтересованные в открытии новых форм дошкольного образования (частный детский сад, детский сад на дому, семейный детский сад) могут обращаться в отдел образования, спорта и туризма Лельчицкого райисполкома.


Перыяд дашкольнага дзяцінства  спрыяльны для фарміравання асноў нацыянальнай самасвядомасці

Кожны чалавек  ужо з маленства павінен ганарыцца сваей нацыянальнай прынадлежнасцю, любіць сваю Радзіму. Перыяд дашкольнага дзяцінства па псіхалагічных асаблівасцях найбольш спрыяльны для фарміравання асноў нацыянальнай самасвядомасці, таму што менавіта дзецям дашкольнага  узросту ўласцівы эмацыянальная дабразычлівасць, цікавасць да навакольнага свету, бязмерная даверлівасць да дарослых, імкненне паўтараць іх дзеянні.

Маўленчае развіццё дзяцей у установах дашкольнай адукацыі раена адбываецца ў сітуацыі блізкароднаснага руска-беларускага білінгвізму. Першай мовай, якой авалодваюць дзеці дашкольнага ўзросту гарадскога паселка, выступае  руская. Пры гэтым далучэннне дзяцей да беларускай мовы адбываецца таксама даволі рана. Дзеці чуюць яе па радыё, тэлебачанні, у дзіцячым садзе (асобныя заняткі, святы). У выхаванцаў ствараюцца «жыццёвыя» ўяўленні пра рускую і беларускую мовы, назіраецца паступовае свядомае адрозненне гэтых моў.

З улікам сітуацыіі блізкароднаснага двухмоўя сістэма дашкольнай адукацыі ў раене з’яўляецца білінгвальнай  па форме . У раёне дзейнічаюць 5 устаноў дашкольнай адукацыі з рускай і 18 - з беларускай мовамі  навучання. Па жаданню бацькоў беларускамоўныя групы могуць быць адкрыты у гарадскім поселку, рускамоўныя групы – у сельскай мясцовасці. У адпаведнасці з вучэбнай праграмай у адукацыйны працэс устаноў дашкольнай адукацыі ўключаны дзве блізкароднасныя мовы.

Білінгвальная адукацыя забяспечвае паўнавартаснае развіццё асобы дзіцяці сродкамі дзвюх моў і прадстаўленых імі культур. Дзіця-білінгв мае магчымасць інтэграцыі ў дзве моўныя культуры, што спрыяе як яго разумоваму, так і псіхічнаму развіццю, пашырае і ўзбагачае мысленне і кругагляд выхаванца. Авалодванне беларускай мовай спрыяе фарміраванню нацыянальнай самасвядомасці дзіцяці. Што да засваення рускай мовы, то рускамоўныя зносіны пашыраюць камунікатыўнае асяроддзе выхаванцаў, садзейнічаюць іх далучэнню да сусветнай культуры. Адначасовае ж авалодванне дзецьмі дашкольнага ўзросту дзвюма мовамі (рускай і беларускай) пашырае іх светапогляд, спрыяе развіццю палікультурнай свядомасці і павялічвае патэнцыяльныя маўленчыя магчымасці.

Аднак найвышэйшы ўзровень моўнай кампетэнтнасці дзяцей забяспечвае ўсё ж такі руская мова. Беларуская, якая з’яўляецца мовай нацыянальнай прыналежнасці, выступае ў асноўным у якасці мовы нацыянальнай ідэнтыфікацыі.

Улічваючы тое, што беларуская мова для беларускіх дзяцей з’яўляецца роднай у асноўным па крытэрыі ідэнтыфікацыі, Н.С. Старжынская сцвярджае, што яе неабходна пачынаць вывучаць як мага раней, з моманту наведвання дзіцем установы дашкольнай адукацыі, шляхам акультурацыі, г.зн. увядзення ў нацыянальна-культурны фон мовы. Што да спецыяльных заняткаў па навучанні беларускай мове ва ўстановах дашкольнай адукацыі з рускай мовай навучання, то яны  праводзяцца з дзецьмі, пачынаючы з сярэдняга дашкольнага ўзросту. Асноўнымі спецыяльнымі метадамі навучання дзяцей беларускай мове выступаюць: прамы, супастаўляльны і камбінаваны метады.

Паспяховаму авалодванню маўленчымі навыкамі дзяцей на беларускай мове  спрыяе  арганізацыя спецыяльных заняткаў на беларускай мове адзін раз на тыдзень працягласцю 20 хвілін у першай палове дня ў сярэдняй і старшай групах; правядзенне сітуацый зносін на беларускай мове па падгрупах у другой палове дня працягласцю 20 хвілін у тых жа групах; дачыненне да беларускай мовы ў пасіўнай форме з дзецьмі ад 3-х да 4-х гадоў у час слухання беларускіх песень, твораў мастацкай літаратуры, фальклору, прагляду мультфільмаў; прысутнасць дзяцей малодшага і сярэдняга дашкольнага ўзросту на святах, канцэртах, спектаклях, якія праводзяцца дзецьмі старэйшага дашкольнага ўзросту на беларускай мове; увядзенне ў нерэгламентаваную дзейнасць беларускіх гульняў, праслухоўванне запісаў казак, вершаў на беларускай мове; арганізацыя экскурсій у краязнаўчы музей з мэтай знаёмства з культурай, гісторыяй краіны; наладжванне дзейсна-арыентаваных зносін: інсцэніроўкі, ролевыя гульні, гульні-драматызацыі на беларускай мове; арганізацыя адукацыйных сітуацый у розных відах дзейнасці на беларускай мове.

Мы ўпэўнены, што калі педагогі з’яўляюцца носьбітамі мовы, гэта гарантыя таго, што дзіця паспяхова авалодае камунікатыўнымі навыкамі на беларускай мове.

 

 


 

 

 

 

 

Опрос

Как вы оцениваете современное состояние учебной базы школ:
 

Погода

Посетители

Сейчас на сайте находятся:
 7 гостей